По моим наблюдениям, для того, чтобы стать дизайнером, отнюдь не обязательно следовать каким-то одним официально признанным, или наоборот, неофициальным путем. Например, чтобы стать хирургом, путь один, и он расписан «от» и «до». Никаких вариантов не предусмотрено. В нашем же случае я насчитал три основных «пути», по которым люди приходят к данной профессии. И остаются в ней. Есть подварианты, детали, но основных путей все же видится именно три:
Вы поступаете сначала в художественную школу, потом в училище, потом в Высшее учебное заведение, готовящее дизайнеров. В этом варианте удивляет одно, но удивляет очень сильно: Человек последовательно проходит несколько стадий весьма сложного профессионального обучения, преодолевает целый ряд фильтров в виде экзаменов и отчислений «за проф непригодность». И, тем не менее — дизайнерами становятся примерно двадцать человек из ста. Причем, со временем после окончания учебного заведения эта цифра резко падает. Через десять лет по профессии работают не более пяти человек из ста, но это — высококлассные специалисты.
По сильному желанию и природным дарованиям.
Человек может быть кем угодно и закончить что угодно. Я знаю одного очень успешного дизайнера-графика, который закончил… физкультурный институт. Мастер спорта по тройному прыжку. Но, глядя на него и его работы — а он работает дизайнером уже около 25 лет — никто не усомнится, что это «крутой» дизайнер.
Немного поработал не по профилю и затянуло.
Тоже очень частый вариант. Человек, как правило, работал в смежных областях (программист на телевидении или оператор плоттера в рекламном агентстве, верстальщик в типографии и так далее, и тому подобное). В связи с профилем работы такие люди довольно хорошо изучают программы, с которыми им приходится работать (а эти программы позволяют создавать и дизайнерские проекты). И... непременно наступает момент перехода из количества в качество: оператор плоттера видел массу дизайнерских разработок и, по крайней мере, знает процесс и технологию работы дизайнера. Кроме того, он, вероятно, выпивал уже с работающими дизайнерами, а дизайнеры часто говорят о работе, и получил таким образом массу профильной информации. Обычно переход происходит просто: нужно изменить какой-либо дизайн уже на стадии «выпуска». Как правило, сделать это несложно. Далее такому человеку поручают самому подготавливать «свою часть работы». И эта «часть» становится все больше и больше, в конце концов, дизайнер ему уже не нужен. А через какое-то время ему становится нужен другой оператор плоттера, так как он сам не успевает делать и дизайны, и «работать по профилю». Постепенно задачи усложняются, качество проектов растет и — перед нами очень ценный специалист, знающий профессию по всей цепочке, снизу доверху.
Иными словами, в отличие от подавляющего большинства других сложных профессий, в дизайн (в это понятие я в данный момент включаю почти все направления дизайна — от архитектурного до графического и веб-дизайна) можно попасть довольно неожиданным образом. Но есть основной «момент» во всех без исключения прямых или непрямых путях, ведущих к данной профессии: желание стать дизайнером. Наверное, глупость сказал. Ясно, что если человек не хочет кем-то стать, он им и не станет. Но с другой стороны, зачастую люди не делают элементарного действия: «чтобы стать кузнецом, надо ковать». Чтобы стать дизайнером — нужно работать в качестве дизайнера. Как это ни странно и как бы это не напоминало замкнутый круг: «Я хочу быть дизайнером. Чтобы стать дизайнером, надо заниматься дизайном. Чтобы заниматься дизайном, надо быть дизайнером. А я хочу быть дизайнером». Всё же в этот замкнутый круг есть вход и он простой — надо начинать заниматься дизайном.
Итак, для тех кто двигался первым (смотрите выше) и третьим путем — в принципе ситуация ясна: есть подготовка и, как правило, место работы, очень скоро появляется более или менее впечатляющее портфолио и — всё. Горизонт кристально ясен и полон радужных картин. Не потому, что мир прекрасен, а потому, что я... детали этих двух «путей и подводные камни» на пути начинающего и не очень дизайнера мы разберём чуть позже.
А сейчас рассмотрим второй вариант. Вот вы проснулись и поняли, что креативны, что больше никем быть не хотите. И что вообще все прочие виды деятельности — тоска и прозябание. Хочется творить, но чтобы ваше творчество видели все. Хочется определенного социального статуса. Отношения к себе окружающих. Хочется гонораров и поклонниц (поклонников) вашего таланта. Друзей–звёзд эстрады и миллионеров. Да много чего ещё. Возможности ходить по улицам в одежде из рыбьей чешуи, украшенной стразами, и чтобы даже в этом случае вами восхищались, обращали внимание, а не показывали пальцем. Или костюм от Лагерфельда. А под него футболку с собственным принтом. Тоже неплохо, чего уж там. Могу вам гарантировать почти стопроцентно: этого не будет, первые пять лет. А если в вашей жизни не будет нижеперечисленных «деталей», то вообще никогда не будет. Будет что-то плохое и унылое. И никто о вас не узнает. И к 30 годам уже превратитесь вы в мешок, наполненный несбывшимися надеждами. Загляните на любой дизайнерский форум. Там царит ужасающая атмосфера благодаря именно вот таким вот мешкам... с несбывшимися надеждами. Как-то даже страшновато. И как-то уже по-настоящему. Помните — неверный выбор может стоить очень дорого. Время — невосполнимый ресурс. Даже когда вам всего восемнадцать. Переиграть, как в компьютерной игре — не получится.
Но на самом деле всё не так трагично. Много, очень много на другой чаше весов. Можно и попробовать. Предположим, у вас нет даже представления, с чего начать (а обычно так и бывает). Тогда Вам необходимо в современных условиях:
1. Понимание того, что если ты даже окунь в пруду, надо быть самым красивым окунем.
Никакие полумеры или средненькие работы с этого момента для вас лично недопустимы. Быть лучше всех — невозможно. Но стараться быть лучше всех, стараться постоянно и продуманно — можно. И этого достаточно.
2. Выбрать направление, в котором вы собираетесь работать.
3. Посмотреть на уровень работ других дизайнеров в выбранной вами области.
4. Изучить профессиональные программы, необходимые для работы в выбранной вами области (и любить в них работать). Здесь я вынужден сделать сноску. Например, дизайнеры одежды или театральные художники по костюмам традиционно работают вручную. Это — эскизирование. И нарисовать так, как рисует, скажем, Коженкова на компьютере — долго, сложно и не нужно.
В этом случае вам придется изучать совсем другие дисциплины. Скажу только, что в мир «высокой моды» и театральный мир попасть без тщательного образования, профессионального умения рисовать и соответствующих знакомств практически невозможно.
Однако. Существует мнение, что сейчас «модно» подавать и интерьеры в виде «рукопашных» рисунков. И спорить с этим трудно. Да, такое бывает. Посмотрите, среди кого это модно. Верней, не надо смотреть. Я и так скажу. Это — дизайнеры, сделавшие себе имя еще в докомпьютерную эпоху. И им можно даже не рисовать вовсе. Можно прийти и давать устные указания. Это люди с огромным опытом и всесторонним знанием предмета. И самое главное, на них работают «негры», которые выполнят при необходимости такие чертежи и такие трёхмерки, какие вам и не снились. Поэтому отбросим снобизм (который никто не оценит) и изучим профессиональные программы, принятые в той области дизайна, где вы наметили сделать карьеру.
Быстрее и правильнее пройти какие-либо профессиональные курсы. Так как на самостоятельное усвоение нужной информации могут уйти годы.
5. Обязательно нужно иметь хотя бы виртуальное портфолио, состоящее из работ, демонстрирующих ваши способности. Обязательно своё!
Необходимый минимум
Наметьте фирму или дизайнера, с которым вы хотели бы работать.
Не шлите «холодных» писем по е-мейл! Бесполезно.
И понятно, почему. Никакого секрета я не открою. Пока что — вы никто и звать вас «никак». Вам, скорее всего, не ответят. Привыкайте. Такова жизнь.
Все дизайнерские фирмы имеют поток посетителей. И никто не удивится, если вы пожалуете без предварительного звонка.
Но звонок желательно сделать, чтобы узнать о намеченной фирме побольше. Правдиво скажите, что вы дизайнер (а вы уже и правда дизайнер, просто без работы) и «хотите поработать с этой фирмой». Это — важно. Не «на вашей фирме». Не «у вас». А «с вами».
Постарайтесь разговориться с секретарем, узнать к кому обращаться по поводу трудоустройства, как зовут шефа, чем именно (преимущественная направленность) занимается фирма — в общем всё, что нужно и не нужно, это вам поможет в любом случае. Себя можете не называть. Ваше имя всё равно никто не запишет и не запомнит. Но будут с любопытством ждать, что кто-то придёт устраиваться на работу.
Это не флирт. Не томите их ожиданием. Прямо сразу вставайте и идите туда, лучше в первой половине дня, с 11.00 до 13.00. Почему в это время — не могу обосновать логически. Но могу сказать, что такие фирмы начинают работать (даже если у них начало работы в 8 утра) с десяти, не раньше. А после 14.00 на хорошей фирме начинаются встречи с клиентами. И никому до вас не будет никакого дела, исключая тот случай, если фирма сама активно ищет дизайнеров.
Портфолио должно быть аккуратно оформлено.
Не забывайте, что оформление портфолио — это тоже дизайн. И в этот дизайн вы должны вложить все свои умения и знания, чувства и креатив.
По оформлению вашего портфолио о Вас, как о дизайнере, будут судить на тридцать – пятьдесят процентов, не меньше. Будет очень неплохо, если портфолио будет у вас в электронном формате — или как презентация PowerPoint или ещё лучше, если портфолио будет записано в формате HTML, как веб-страница, со ссылками и превью.
Ваша презентация должна гарантированно прочитываться на любом компьютере и, желательно, иметь автозапуск. Не поленитесь, запишите два диска. Не записывайте портфолио на флешку! Во-первых, на ряде фирм вам могут не позволить пользоваться флешкой. Во-вторых, вероятно, вас попросят оставить ваше портфолио. Скачивание вашего портфолио на какую-то машину — это пять минут позора.
Иными словами, вам желательно иметь портфолио в электронном виде, записанном в формате интернет-сайта. Организовать такую структуру подачи материала, имея маломальский вкус (а он у вас конечно же есть) и изучив программу Adobe Dreamweaver за три дня — дело довольно простое. В интернете есть масса сайтов, посвященных созданию HTML страниц и работе в программе «дримвивер».
Зачем все это? Ваша задача — просто поработать в выбранном месте.
Привыкните к следующему правилу: если вы делаете что-либо или тем более проводите переговоры, то у ваших действий должен быть какой-то запланированный результат. Вы не можете позволить себе уйти с переговоров без результата: вы показали, они посмотрели и вы ушли, а они сказали, что подумают. Результат должен быть «да» или «нет». Или какое-то промежуточное решение, но не расплывчатое. При всем при том помните: у вас нет ни опыта, ни реального портфолио, ни рекомендаций (откуда бы они взялись, если вы не работали?). Вам нужно одно — «намотать» рабочие часы и пополнить портфолио реальными проектами, пусть и не пошедшими в дело, но которые были созданы в «обстановке, приближенной к реальности». То есть для начала — просто попроситесь на испытательный срок или попросите дать вам пробное задание. Самое важное здесь — это общение с профессионалами и их мнение о вашей работе. Даже если вы не подошли этой фирме никаким образом, у вас будет:
а) навык;
б) пополненное портфолио, «отрецензированное» профессионалом;
в) характеристика или рекомендация от этой фирмы (да, да, попросите дать письменную оценку вашей работе. Они вряд ли откажут, ведь вы работали бесплатно, пусть и всего неделю). Не тратьте месяцы своего времени, если вы чувствуете, что вас не примут на ставку. Берите всё, что получится из этих трёх пунктов и, переоформив портфолио, принимая во внимание рецензии, вы уже можете претендовать на реальную работу;
Всё это в том случае, если вы не смогли убедить руководство первым же своим проектом в том, что вы — именно тот человек, который им нужен.
Если у вас это получилось, следующий абзац можете пропустить.
Через тернии к звёздам
Второй «заход» должен (обязан) быть результативным. Без вариантов.
Для этого уже потребуется подготовка. Выберите ряд фирм, проштудируйте все газеты и интернет — доски объявлений с колонками «требуется». Ваша задача — найти наиболее продвинутую контору из недавно существующих (от двух до пяти лет), где вы могли бы повысить свой уровень. Зарплата сейчас — не главное. Важнее получить стаж и в резюме зафиксировать название фирмы, где вы намечаете работать. У вас уже есть откорректированное портфолио и даже(!) письменная рекомендация. А это уже нормально. Это правильный подход к «аутомаркетингу». Иначе данный процесс не назовешь. Это не ПиАр, пиарить ещё пока нечего. Это не промоутинг или ещё что-то в области высоких технологий «охотников за головами». Вам надо... продать себя. В хорошие руки. Наверное, вы обращали внимание, если, например, футболист или гонщик «Формулы-1» начинает в «команде-неудачнике», то его карьера может оказаться недолгой и весьма посредственной. Но если стартовать в команде «крепком середнячке», вы можете хорошо себя показать. Удачный выбор «команды» может сэкономить вам до трех, а то и пяти лет карьеры.
Как только вы оказались на рабочем месте:
Работайте, будто вам положили три зарплаты.
Смотрите, что и как делают другие.
Не хотят делиться? Есть и такие куркули — подглядывайте. Ваша задача — максимальная скорость развития в профессиональном отношении. А для этого надо банально много работать.
По ходу работы у вас непременно будут возникать вопросы. Не стесняйтесь их задавать.
В коллективе обязательно окажется человек, склонный поучать других. Так вы друг для друга находка! Слушайте. Он будет произносить умные слова, значения которых до конца, возможно и сам не знает. Запоминайте и ищите информацию везде — в библиотеках, интернете, везде. Примерно за год вы станете весьма сведущим в профессиональных вопросах человеком.
Ни в коем случае не зазнавайтесь.
Яйцо, варящееся минуту — еще не крутое. Те, примерно 200 дней, которые вы являетесь дизайнером (а по сути, подмастерьем) еще не сделали вас всесторонним профи. Хотя разница между вами и вашими менее удачливыми (или менее способными) друзьями может оказаться просто разительной. Самое худшее, что вы можете сейчас сделать — это начать вести себя так же, как ваши старшие коллеги.
Не забывайте: какими бы дураками они вам не казались, но они — уже проверенные дураки, которые сделали определенное количество проектов и приносят прибыль фирме, на которой работают. Вы же еще пока — дурак непроверенный. Поэтому работайте, общайтесь и смотрите, на каком уровне работают ваши коллеги.
Не забывайте, однако и о себе.
Если вы сами о себе не подумаете, то кому вы, по большому счету, нужны? Говоря проще: постоянно сравнивайте свою работу и работу коллег, которые получают больше вас. Ваша задача: через год после начала работы показать лучшие результаты, чем ваши более оплачиваемые коллеги. Помните, если у вас не получается это сделать, то вы или не выполнили половину из того, что было описано выше или вы занимаетесь чем-то не тем и самое время заняться работой, или вы банально профнепригодны. Вашу профпригодность нельзя измерить никаким образом, кроме того, насколько быстро вы развиваетесь. Если за год вы не смогли догнать «средних» коллег (а средним быть нельзя никак), стоит задуматься, правильно ли вы оценили собственные способности. Если вы ошиблись, то всю жизнь проработаете в плохих условиях, на плохую зарплату и не будет в вашей жизни ничего, о чем вы думали, желая сделать карьеру. Умный человек сменил бы направление деятельности.
Если вы уверены в своих способностях (а этого уже достаточно, даже в том случае, если способностей никаких нет), то дайте себе еще полгода. Но помните, каждый ваш последующий проект должен быть лучше предыдущего по всем позициям:
— креативность;
— соответствие с требованиями заказчика;
— качество проработки идеи;
— качество подачи;
— скорость подачи;
— внятное объяснение «почему именно так» (защита проекта);
— выполнимость проекта (практический опыт).
После того, как вы сделаете 3–4 проекта не хуже, чем более высокооплачиваемые коллеги, можно начать подготавливать улучшение своего финансового положения.
Итак. Примерно через год, максимум полтора, вы должны достигнуть среднего уровня работ на фирме, где вы обосновались.
Статистика гласит, что зарплату повышают только тридцати процентам служащих. Все остальные повышают свою зарплату методом перехода на другую фирму. В вашем случае второй вариант даже лучше первого: у вас есть портфолио, у вас есть резюме, у вас есть опыт работы. Переход в более известную фирму с повышением зарплаты — это как раз то, что нужно (да и резюме уже будет выглядеть покруче). Наметьте три–четыре наиболее, на ваш взгляд, приемлемые фирмы и сходите туда со своим портфолио и резюме. Одновременно попросите характеристику с места работы для туманных целей: это будет «звоночком» вашему работодателю о повышении вам зарплаты.
Если вас берут на работу за зарплату на 30% выше прежней, смело запрашивайте на текущем месте работы прибавку в 30% (но после получения текущей зарплаты! Могут уволить, не выдав рассчета или выдав частично. Бывает сплошь и рядом.) Причем смело говорите, что в другом месте вам дают именно такую зарплату. Но не говорите, где. Все мы люди...
Помните. Работодатель — человек.
Для него год пролетел незаметно. Вы пришли практически «нулевым». И таким он вас, скорее всего, считает до сих пор. Для него вы не изменились (если, конечно за этот год не создали какого-либо чуда или не выиграли какой-либо конкурс или тендер для фирмы). А для того, чтобы новичку позволили участвовать в розыгрыше тендера, вам нужно сначала создать какое-нибудь чудо. А возможно и не раз, тем самым продемонстрировав свою стабильность. То есть или вы делаете чудеса и работодатель сам поощряет вас финансово, или вы сами напоминаете ему об этом. Второй вариант практически бесполезный. Если он не вспомнил о вас, то и после вашего напоминания, вряд ли он «встрепенется».
Характеристика у Вас есть. Резюме и стаж работы. Портфолио. Вперед!
Пришёл, увидел, победил!
На новом месте работы внимательно оглядитесь.
Первые три–четыре месяца отведите на налаживание связей с коллективом, демонстрацию своих лучших профессиональных и личных качеств и выявление самого крутого вашего коллеги.
Теперь помните: действительно крутые дизайнеры имеют собственные фирмы, ателье, на худой (ну не очень то и на худой) конец работают фрилансерами. Те, кто работает «на дядю» не могут адаптироваться в самостоятельном плавании. Это или начинающие дизайнеры, или «старики», которым «не удалось». (В «не удалось» входит длинный и, как правило, абсолютно бессмысленный список и одна причина. Мы об этом еще поговорим).
Но такие не все. На каждой серьезной фирме есть ведущий дизайнер. Качество его работы и зарплата разительно отличается от прочих сотрудников. Причем такой дизайнер вполне может не быть главным дизайнером. Ему это не нужно. Просто сразу видно — работает он круче всех и получает тоже. Главный дизайнер следит за работой, чтоб все приходили вовремя и так далее. Ведущий дизайнер, как правило, личность творческая и следить за кем-то кроме себя не хочет или не в состоянии.
Так вот. У вас — год, чтобы начать работать так же, как он. И учитывайте — это, в любом случае, не предел, далеко не предел профессионализма. Постарайтесь получить рабочее место рядом с этим человеком, ходите с ним обедать и так далее — услышите и узнаете много нового. Но. С этого момента, вам уже недостаточно равняться на кого-то или просто подражать. Это было хорошо год назад. Теперь вам нужно развиваться самостоятельно.
К сожалению, в этот период вашей жизни можете смело вычеркнуть личную составляющую. Вероятно, вы сможете (а это крайне желательно) посещать спортзал или бассейн три раза в неделю, но не более того. Субботы и воскресенья, не занятые работой должны быть распланированы под поиск и усвоение информации, наработку навыков, работе в интернет. Постарайтесь выставляться, как цифровой художник. Можете начать с ресурса 3Dgallery.ru, как с самого демократичного и имеющего систему рейтинга авторов и время от времени пытаться попасть на сайт 3dtotal.com.
Попадание на данный ресурс — это как медаль. Или флаг, которым вы сможете уверенно размахивать. На сайте 3Дтотал.ком выставляются господа, сделавшие нашумевшие блокбастеры или известные 3d-художники. Но и интересные новички туда тоже время от времени попадают. Людей из РуНета там — с десяток. Пополняйте ряды.
Ничего более полезного, чем критика и рекомендации виртуальных товарищей по работе, наверное, нет. Вам скажут всё, и в лицо. И даже то, что вы знаете сами, но не хотите обсуждать. Не отвечайте «сам дурак». Вы туда выставили работу не в словесности упражняться, а повышать свой уровень, как дизайнер, визуализатор, как профи. Чем больше вы выставляетесь на профильных сайтах и чем больше отзывов получаете, тем быстрее растете...
Источник
0 коммент.:
Отправить комментарий